для дітей з порушеннями зору

       «Первое понимание логоритмики основано на использовании связи сло­ва, музыки и движения. Взаимоотно­шения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними».

Г. А. Волкова «Логопедическая ритмика»

Дошкольный возраст – важный период в  становления личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно. У многих детей этот процесс задерживается, в силу многих причин: нарушения в анатомической строении речевого аппарата, функциональной незрелости  речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д.   Сами собой дефекты не исправляются.  Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Одним из самых доступных, интересных и эффективных методов преодоления и профилактики этих нарушений в условиях детского сада является логоритмика. Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы в начале ХХ века.

Почемулогоритмика? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Логопедическая ритмика – составная часть коррекционно-педагогического комплексного метода преодоления  речевых нарушений. Логоритмика –  одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику, мелодико-интонационную сторону речи; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировку в пространстве; расширять словарь детей и многое другое. Сюда же относится и воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также представлений об эстетической красоте родной речи.   Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.

Логоритмические игры развивают не только двигательные умения детей, но и их познавательные способности, дают возможность за­действовать все тело и творчески выразить себя, помогают замкнутым ребятам включиться в совместную деятельность. Упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, развивают чувство пространства и чувство ритма. И что важно для логопеда — отвлекают ре­бенка от речевого дефекта, побуждают к общению, освобож­дает от неподвижности на занятиях, помогают разнообра­зить виды деятельности по всем разделам программы.

КОМУ ПОЛЕЗНА ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА?

Всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.

КАК СТРОИТСЯ ЗАНЯТИЕ?

Каждое логоритмическое занятие имеет сюжетный характер. Ярко, эмоционально, в атмосфере праздника дети учатся многим интересным вещам. В программе логоритмического занятия:

  • Нормализация темпа и ритма речи
  • Развитие речевой моторики для правильного произношения звуков
  • Развитие слухового внимания
  • Развитие фонематического слуха (очень важный критерий для успешного обучения ребенка в школе)
  • Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики
  • Развитие пространственной организации движений (как профилактики возникновения оптической дисграфии при обучении в школе)
  • Развитие физиологического дыхания и фонационного дыхания
  • Увеличение словарного запаса, устранение речевых аграмматизмов
  • Воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться

Залишити відповідь